НА ФОРУМАХ
4
1
177
1
131
2

«Лидия Архипова. Симфония цвета» в галерее А3

1-Общий вид-4.JPG

Вплоть до 23 мая, в галерее А3 (Выставочные залы Москвы) продолжит работать выставка живописных полотен Лидии Архиповой, судьба которой сложилась довольно счастливо, если учесть время, в которое она жила.


Общий вид-9.JPG

Ее отец – человек необычной судьбы. Отец Лидии, американец африканского происхождения Фред Томас, родился в США, затем попал в Европу, а конце XIX века, в 1899-м году, в Россию. Именно в России Фред Томас, которого все на русский лад называли Федором Федоровичем, сделал головокружительную карьеру: сначала пел в ресторане «Яр», а потом открыл свое дело – открыл сад «Аквариум», потом купил ресторан «Шантеклер», переименовав его в кафе-шантан «Максим». Практически он был первым шоуменом Москвы, с ним дружила вся московская богема, в том числе Федор Шаляпин и Константин Станиславский. В его «Максиме» пел Александр Вертинский, выступала Вера Холодная.

Общий вид-3.JPG

После революции Федор Томас потерял все, уехал в Константинополь и умер в нищете в Стамбуле.

Мать художницы родом из богатой семьи купцов. С Фредом Томасом в деловых отношениях находился ее отец, а Лидии Васильевне богатый ресторатор подарил дочку – тоже Лидию, которая всю жизнь хранила память об отце. Особенно трепетно относилась к Африке – его далекой родине. Недаром о ней говорили – «дитя двух континентов».

Общий вид-2.JPG

В творчестве Лидии Архиповой соединились реализм, символизм, даже мистицизм, наконец, нонконформизм, а также отразились и ее «африканские сны» и вообще все, что она видела вокруг. Талантливая от природы, она играла на фортепиано, даже сочиняла музыку, В 1943-м во время эвакуации в Самарканде стала студенткой Суриковки, где в войну базировался институт. В 1953-м Лидия вступила в Союз художников СССР. Она много ездила, любила путешествовать, писала как заказные работы, так и для себя. Ее первая персональная выставка прошла в 1977-м. К сожалению, самые ранние работы 1930-х лет потерялись.

Общий вид-7.JPG

Все искусствоведы называют ее живопись музыкальной, очень яркой. Она действительно избегала полутонов, порой на ее картинах мы видим некие символические фигуры с элементами примитивизма, лишенные реальных лиц, как, например, на полотне «Влюбленные». Или в картине «На танцплощадке в парке», написанной в 1950-х. Это, можно сказать, бытовые зарисовки, но сколько в них радости и света. И на автопортрете рядом с пианино художница изобразила себя в красном. Редкая картина, где бы у Архиповой не было красного цвета. И диапазон ее живописных пристрастий был необычайно широк – от натюрмортов и пейзажей до портретов и милых жанровых сценок. Сама Лидия дружила с Робертом Фальком, что не могло не сказаться на ее творчестве, очень любила Анри Матисса. И правда: в ее полотнах сполна проглядывает эта любовь: свободный мазок и столь же свободное сочетание красок. А в «Бабе с грибами» чувствуется что-то от Фалька.  

Общий вид-8.JPG  

Судьба ее хранила. Художница была удостоена престижных наград и дипломов. Ее работы представлены во многих музеях стран СНГ, а также в частных коллекциях Италии, Франции, Германии, Испании, США, Индии и Цейлона.

Лидия Архипова. На танцплощадке в парке, Холст,  масло, 1950-е.jpg Лидия Архипова. Автопортрет.jpg

Олег Колосов, лауреат премии «Меценаты столетия», – собиратель произведений живописи советской эпохи, в том числе соцреализма и авангарда. В его коллекции более 20 тысяч произведений искусства советской живописи. Благодаря Олегу Колосову российские любители живописи смогли увидеть замечательные работы Лидии Федоровны Архиповой.

Фото:

Здоровый свет